воскресенье, 13 ноября 2011 г.

Книга: Виктор Пелевин "Чапаев и Пустота"

Мое знакомство с Пелевиным началось с моего же мальчишника, где мне было предложено прочитать рассказ «Бубен Нижнего мира», в котором автор делится  опытом создания «ментального лазера смерти». Он вызвал довольно смешанные чувства, и в голове затикал таймер того самого оружия... Копаясь в поисках новой жертвы - очередной книги для чтения, я встретил много посыланий на роман Пелевина "Чапаев и Пустота", в том числе, и в разных рейтингах мировой литературы, о нем и напишу:
"Роман "Чапаев и Пустота" сам автор характеризует так "Это первое произведение в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте". На самом деле оно происходит в 1919 году в дивизии Чапаева, в которой главный герой, поэт-декадент Петр Пустота, служит комиссаром, а также в наши дни, а также, как и всегда у Пелевина, в виртуальном пространстве, где с главным героем встречаются Кавабата, Шварценеггер, "просто Мария"... По мнению критиков, "Чапаев и Пустота" является "первым серьезным дзэн-буддистским романом в русской литературе".

Автор - современный российский писатель, лауреат  множества литературных премий, по его произведениям идут постановки во многих театрах, а некоторые из вещей  были экранизированы, так что как человек он сам достоин большого внимания. "В конце 2009 года по результатам опроса на сайте OpenSpace.ru был признан самым влиятельным интеллектуалом России" (wiki)

Главный герой романа - поэт-декадент Петр Пустота (Россия 1919 года), он же - пациент 90-х, который проходит лечение  в психиатрической лечебнице и проходит курс реабилитации по методу Тимура Тимуровича Канашникова. В начале повествования Тимур Тимурович объясняет только что прибывшему Пустоте, что его методика реабилитации заключается в «совместном галлюцинаторном опыте» — четверо больных, находясь в одной палате, объединены единой целью выздоровления. "Жизнь - это театр. Факт известный. Но вот о чем говорят значительно реже, это о том, что в этом театре каждый день идет новая пьеса." Мир созданный автором это хитросплетение прошлого, настоящего, вымышленного и пустоты, той самой пустоты, о которой писал Миямото Мусаси и на которой стоит весь дзэн-буддизм. "Мы в Японии производим лучшие телевизоры в мире, но это не мешает нам осознавать, что телевизор — это просто маленькое прозрачное окошко в трубе духовного мусоропровода." Пустота полагал, что реален мир революционной России, а психбольница — лишь сны его воображения, однако Чапаев (постепенно становящийся буддийским учителем Пустоты) пытается убедить Петра, что нереальны оба мира. Многие вещи описанные в книге, в том числе сюжетные линии  Сердюка, Марии и Володина (проходящих курс лечения с главным героем) могут показаться абсолютным маразмом и несуразностью, но роман и не претендует на роль исторического, да и вообще, он не имеет никакого отношения к историческим личностям Чапаева или героям множества анекдотов, основанных на тройке Чапаев-Петька-Анка. История о том, как человек создает собственные миры и путается в них же. При этом автор довольно подробно описывает традиции и картины тех времен, это касается и России 1919го, и традиций Японии эры самураев в линии Сердюка, втянутого в войну японских кланов Тайра и Минамото. Чего стоит красочность описания сепукки - ритуального самурайского самоубийства и традиций питья сакэ на привале с лошадьми. Роман переполнен метафизическими образами и должен восприниматься через призму памяти пациента-шизофреника и философии пустоты. "Все прекрасное, что может быть в человеке, недоступно другим, потому что по-настоящему оно недоступно даже тому, в ком оно есть.". Переходы из мира прошлого в настоящее и обратно и нахождение героев в определенной прострации просто поражают:
"— Значит ли это, что этот момент, эта граница между прошлым и будущим, и есть дверь в вечность?
  — Этот момент, Петька, и есть вечность. А никакая не дверь. Поэтому как можно говорить, что он когда-то происходит
?"

Книгу читать очень непросто - игра слов, галлюцинации, откровенный стеб, странные поступки главных героев и многое другое будут отталкивать читателя,  потому не буду ее рекомендовать всем подряд, но если вам близка философия востока, или вы читали что-то из произведений Пелевина, то этот роман к прочтению обязателен

P.S.: "Ум — это лошадь, впряжённая в коляску тела…"

Комментариев нет:

Отправить комментарий